image

Режим работы:

Наш офис работает по графику:
С понедельника по пятницу
с 9:00 до 20:00 часов
В субботу с 10:00 до 17:00 часов
Воскресенье выходной день

Криминалистическое исследование следов при расследовании дорожно-транспортных происшествий и преступлений с использованием автомобильного транспорта (Часть 3)

 

Криминалистические учения о следах и механизме следового взаимодействия составляет основу теории трасологии. Эти учения полностью распространяются и на транспортную трасологию.

Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии ДТП страхование и его участниках, способы обнаружения следов ТС и следов на ТС, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившихся в них информации.

Название «Транспортная трасология» в определенной мере условно. Оно призвано подчеркнуть то обстоятельство, что речь идет об анализе следов в связи с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Основу транспортно-трассологических исследований составляют страхование познания из общей трасологии и сведения из той ее части, где анализируются следы транспортных средств (ТС).

Предметом транспортно-трасологических исследований являются обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые страхование экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

Предмет конкретного транспортно-трасологического исследования страхование определяется вопросами, поставленными перед экспертом.

Производство транспортно-трасологических исследований основано на положениях общей методики экспертного исследования. страхование При этом учитываются и некоторые специфические особенности. К ним относится, в первую очередь, то, что при производстве экспертизы данного вида объектом исследования, как правило, является комплекс следов, в том числе группы разнородных следов, связанных между собой в систему вещной обстановки единством происхождения либо характером самого механизма ДТП. Не следует забывать, страхование что вещная обстановка в целом, как и единичные следы, является так называемой отражающей системой, в которой запечатлены результаты воздействия отражаемой системы, т.е. механизма ДТП и материальных объектов, принимающих в нем участие. Отсюда обусловленность следов страхование как комплекса одновременностью их образования или строгой последовательностью их происхождения. Комплексность исследования следов в конкретной ситуации ДТП — одна из главных особенностей транспортно-трасологической экспертизы. Поэтому страхование при ее производстве чрезвычайно важно ознакомление эксперта со всеми следами на месте ДТП, с ТС и иными материальными объектами или предоставление в его распоряжение достаточно информативных копий (моделей) этих следов, объективно зафиксированных в страхование протоколах, на фотоснимках, кино- и видеомагнитных лентах.

Производство транспортно-трасологических исследований способно оказать существенную помощь следствию на различных этапах расследования ДТП: в ходе осмотра места происшествия, для розыска скрывшегося ТС, реконструкции механизма ДТП, при проведении комплексной трасолого-автотехнической или трасолого-судебно-медицинской экспертизы (к которой может быть добавлена и автотехническая экспертиза).

Особо важное значение транспортно-трасологические исследования имеют для установления причин возникновения следов, механизма возникновения следов однородных групп и механизма образования следов в целом. На основе этого транспортно-трасологическое страхование исследование помогает следователю, суду, эксперту-автотехнику разобраться в механизме ДТП, определить условия взаимодействия ТС, иных материальных объектов, участников ДТП.

Одна из задач транспортной страхование трасологии — разработка приемов и средств идентификации ТС и их частей, тождество которых является доказательственным фактом в расследовании преступлений (см. главу II). Однако основная задача — разработка методики решения диагностических вопросов, связанных с механизмом ДТП.

Именно в решении диагностических задач (определение направления движения автомобиля, места и угла столкновения ТС, взаимного размещения их в момент столкновения и т.д.) проявляются особенности транспортной трасологии, в которой органически связаны криминалистические знания, относящиеся страхование к классификации следов, способам их обнаружения, фиксации и оценки, со знаниями функциональных особенностей ТС, в первую очередь автомобилей и мотоциклов, являющихся страхование основным объектом транспортной трасологии. Функциональные особенности и особенности эксплуатации ТС определяют механизм следового взаимодействия, который может быть познан лишь в связи со знаниями динамики ДТП.

Различают три вида участвующих в следовом взаимодействии объектов.

Объект (автомобиль, преграда и др.), признаки которого отобразились в следе, называется следообразующим; объект, являющийся носителем следа, —следовоспринимающим. В процессе следового взаимодействия оба участвующих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становятся носителями следов. страхование Поэтому объекты следообразования подразделяются на воспринимающий и образующий в отношении каждого следа. Объект, на котором расположен след, является следовоспринимающим, а другой объект, отобразившийся в следе, -следообразующим. И, наконец, третий страхование объект — вещество следа. Это то, из чего состоит след. Он может состоять из вещества воспринимающего объекта (объемный след), вещества образующего объекта страхование (фаска автомобиля, наслоившаяся на преграду), смеси этих веществ и вещества, случайно попавшего на поверхность одного из них (пыль). Свойства вещества страхование следа определяют адекватность и возможность отображения признаков в следе.

ТС обладают способностью сохранять в относительно неизменном виде общую форму и детали рельефа поверхности в обычном состоянии и в процессе следового взаимодействия со следовоспринимающими страхование объектами.