image

Режим работы:

Наш офис работает по графику:
С понедельника по пятницу
с 9:00 до 20:00 часов
В субботу с 10:00 до 17:00 часов
Воскресенье выходной день

Криминалистическое исследование следов при расследовании дорожно-транспортных происшествий и преступлений с использованием автомобильного транспорта (Часть 5)

2.2. Задачи и особенности криминалистического исследования следов

Криминалистическое значение Страхование имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:

1.     Следы ходовой части;

2.           Следы выступающих частей ТС;

3.           Отделившиеся от ТС части и детали (следы-предметы).

Следы ТС важны при расследовании ДТП, а также преступлений, в ходе которых ТС использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и Страхование убытия с места преступления и т.д.

Исследования вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано ТС (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других ТС (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки,

Следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному Страхование движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных Страхование случаях проводят его отождествление.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах ТС отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1 и 3 осью) Страхование и базу тележки (расстояние между 2 и 3 осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид ТС, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея), используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Возможность определения Страхование модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.

По следу, который исследуют в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами. Самой благоприятной ситуацией является, если в следе достаточно Страхование четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе. Названных двух параметров, — ширины беговой дорожки и рисунка протектора, чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех Страхование других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами.

При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора, модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается с рисунками в справочных материалах след протектора. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же рисунок встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры элементов рисунка, которые отражены в следе.

Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например Страхование, измеряются по продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные — по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах. В процессе сравнения и при оценке результатов Страхование необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать. Это объясняется:

         нечеткостью отображения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений;

         деформацией протектора, его выступающих частей под действием нагрузки на шину;

         износом протектора.

Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой, постепенно увеличивается. В зависимости от степени износа разница по длине и ширине Страхование может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию дают угловые величины фигур.

Общий вид по результатам исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным, с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого вывода.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска ТС.

При обнаружении ТС возможна его идентификация и по отображениям признаков дефекта протектора (в подобных случаях отождествляется протектор, а не ТС).

Исследованию подвергаются Страхование разные виды объектов: следы, если они изъяты вместе с предметом, или результаты фиксации (слепки, оттиски, фотоснимки), а также шина или несколько шин. Направление на исследование вместо проверяемой шины ее экспериментальных следов нельзя считать правильным. Не изучив непосредственно шину и используя только экспериментальные следы, невозможно определить идентификационную значимость деталей строения протектора, отличить групповые признаки от единичных, определить устойчивость их отображения.

При осмотре следов особое внимание уделяется физическим свойствам поверхности, на которой образован след, поскольку от них зависят полнота и качество отражения протектора в следе.

Если представлен сам объект с поверхностным следом, то ложные детали должны быть выявлены при предварительном осмотре. Предварительным исследованием шины определяются ее конструктивные данные и маркировочные обозначения: тип и модель, общие размеры, Страхование ширина беговой дорожки и рисунок протектора; серийный и гаражный номер.

Выясняется, не заменялся ли протектор покрышки, основным признаком замены является кольцевой выступ на боковине, образуемый краем нового протектора. Учитывается и общее состояние шины:

      степень изношенности протектора;

      наличие или отсутствие хорошо выраженных дефектов и признаков местного ремонта.

На стадии детального исследования Страхование объекты изучаются и сравниваются по общим и частным признакам. Некоторые общие признаки внешнего строения шины одновременно характеризуют и ее конструктивные особенности.

Первоначально определяют модель шины, оставившей след, и полученные данные сопоставляют с моделью проверяемой шины. Различие моделей служит основанием для бесспорного вывода об отсутствии тождества. Совпадение требует продолжения исследования по другим общим признакам, как производственным, так и эксплуатационным. Существенные различия этих признаков тоже могут служить основанием для отрицательного вывода.

В том случае, если результаты сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину, необходимо перейти ко второму этапу Страхование детального исследования — изучению и сравнению объектов исследований по их частным признакам и деталям. Частные признаки по происхождению делятся на производственные и эксплуатационные.

К первой группе признаков относятся:

         раковины различных форм и размеров;

         недопрессовки;

         срывы (выкрошенность) отдельных краев участков выступающих частей.

Ко второй группе признаков относятся:

         пробоины или проколы (сквозные или не сквозные);

         трещины или порезы;

         выкрошенность и срезание отдельных частей рисунка;

         местный износ протектора;

         наличие заплат Страхование и пластырей.

При изучении следа необходимо выделить в нем наиболее четкие и крупные отражения деталей, определить их форму, размер, расположение относительно друг друга, а также относительно краев беговой дорожки и плоскостей выступающих элементов рисунка протектора.

При исследовании протектора шин устанавливают, нет ли на их поверхности вулканизационных швов, заплат, случайно застрявших в углублениях протектора мелких камней, внедрившихся Страхование в резину острых металлических предметов и т.п. Кроме того, выясняют, не устанавливались ли на шинах средства противоскольжения. Указанные признаки наряду с особенностями самой шины могут использоваться для идентификации.

Признаки, отобразившиеся в следах, и контактные поверхности шин с характерными неровностями фиксируются путем их фотографирования в одном масштабе и описываются в заключении. Сравниваться они могут или непосредственно или путем сопоставления фотоснимков.

В целях определения устойчивости отображения признаков в следах и получения равноценного объекта для сравнительного исследования Страхование экспериментальные следы оставляют контактными поверхностями шин. Если сравнению подлежат объемные следы, то в большинстве случаев сопоставляют между собой гипсовый слепок следа и слепок экспериментального следа. Если исследованию подлежат поверхностные следы, то перед экспериментом выступающие элементы окрашиваются сходным по цвету веществом и экспериментальные следы воспроизводят на листах бумаги.

Заключительная часть исследований состоит в сравнении результатов анализа следа и участка беговой дорожки проверяемой шины. Одноименные детали сопоставляют по форме, размерам и относительному расположению. Чтобы уточнить расположение деталей, принимают Страхование во внимание их размещение на плоскости в системе других элементов рисунка. С той же целью измеряют расстояния между деталями и величины углов, которые образуются линиями, соединяющими не менее трех деталей.

При исследовании небольших по площади следов или их отдельных участков могут быть использованы координатные сетки, целесообразно также практиковать совмещение одномасштабных фотоснимков. Независимо от способа сравнения, необходимо всегда учитывать возможные различия, возникающие из-за деформации шины в иных условиях следообразования. Общий вывод по исследованиям основывается на идентификационной ценности совпадающих признаков и на объяснении наблюдающихся различий.

При установлении шины на фотоснимках показывают ее общий вид, основные детали, совпадение которых послужило основанием для вывода Страхование. Детали, по сравнению с беговой дорожкой, как правило, незначительны по размеру, поэтому на фотографиях показывают часть беговой дорожки, обозначив участок, по которому проводилось сравнение, а затем на отдельных увеличенных фотоснимках выявленные детали, т.е. частные признаки и отмечают особенности их внешнего строения.

Наряду с идентификационными Страхование задачами по следам ходовой части решают и диагностические задачи: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

1.  Рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

2.           При движении ТС по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого

— направлены в сторону, противоположную направлению движения;

3.           На асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

4.           При переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

5.     При движении автомобиля по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии пробуксовки);

6.           Камень, вдавленный в фунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

7.     На участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

8.           Ступенчатый рельеф в Страхование следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения;

9.     Капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения.

10.О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед началом его торможения (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Следы ходовой части ТС фиксируют следующим образом. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают Страхование участки с наиболее выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40 на 40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо зафиксировать весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На рассмотрение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

         шиной какой модели Страхование оставлен след;

         тип, марка, модель ТС, оставившего следы на месте происшествия;

         в каком направлении двигалось ТС, оставившее следы;

         не образован ли след данной шиной;

         какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не Страхование всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование ТС своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след в 2-3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были Страхование зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся детали и части, Страхование обнаруженные на месте происшествия, используют для розыска ТС, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.