image

Режим работы:

Наш офис работает по графику:
С понедельника по пятницу
с 9:00 до 20:00 часов
В субботу с 10:00 до 17:00 часов
Воскресенье выходной день

Криминалистическое исследование следов при расследовании дорожно-транспортных происшествий и преступлений с использованием автомобильного транспорта (Часть 6)

 

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

1.  осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей ТС;

2.           кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3.           обломки частей ТС;

4.        составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные Страхование в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом ТС будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Исследование осколков разбитых фарных рассеивателей и подфарников, также как и исследования следов шин, делятся на диагностические и идентификационные. Установление групповой принадлежности фарного рассеивателя помогает определить модель автомобиля, на который они ставятся, установить, что осколки, изъятые с места происшествия и обнаруженные Страхование в фаре конкретного автомобиля, ранее составляли единое целое. Трасологическое исследование в целях установления взаимной принадлежности осколков основывается на изучении признаков идентификационной значимости, различающихся по происхождению:

производственные признаки, возникающие при изготовлении фарных рассеивателей;

          признаки, возникающие во время их эксплуатации;

          признаки, возникающие во время разрушения стекла.

Для того чтобы уяснить идентификационную значимость производственных признаков, необходимо знать основные этапы производства фарных рассеивателей. Рассеиватели изготавливаются под давлением на пневматическом автомате, состоящем из вращающихся в горизонтальной плоскости матриц и вертикально перемещающегося пуансона с ограничительным кольцом. Расплавленная стекломасса по ограничительному кольцу подается из печи в одну из матриц. Опускаясь в матрицу, пуансон формует рассеиватель. Когда пуансон поднимается, под него подается вторая матрица со стекломассой и операция повторяется вновь. После снятия в специальных печах внутреннего напряжения производственный цикл заканчивается Страхование. Внешние признаки рассеивателя возникают в самом начале процесса: при выдавливании стекломассы через отверстие на расплавленной капле от ее краев образуются неровности в виде параллельных углубленных полос. Они частично исчезают при сжатии массы в пресс-форме, но, в силу быстрой теплоотдачи, полосность в той или иной форме сохраняется. Чаще всего этот признак можно обнаружить со стороны действия матрицы, то есть со стороны внешней поверхности рассеивателя.

Полосность, как трасологический признак, имеет высокую идентификационную значимость. Хотя этот признак формируется краями одного и того же ограничительного кольца, взаиморасположение и протяженность отдельных полос в рассеивателях различна, так как их формирование Страхование определяется случайными изменениями температуры, давления, вибрации и других режимов работы автомата. Значительная протяженность отдельных полос, последовательность их чередования и достаточная выраженность позволяют использовать этот признак для идентификации целого даже при отсутствии общей линии разделения частей. При растекании стекломассы по матрице, в результате значительной теплоотдачи с поверхностного слоя, капли на ее поверхности образуют наплывы в виде полос дугообразной формы (кованность), которые, как и полосность частично сохраняются на готовом изделии. Этот признак также индивидуален для каждого рассеивателя и может быть использован для идентификации целого по части. Идентификационная значимость этого признака ниже полосности, так как, при отсутствии общей линии разделения, использование этого признака затруднено из-за веерообразного расположения и слабой выраженности наплывов.

Признаки, возникающие во время ремонта матрицы и пуансона, необходимо рассматривать как групповые. После того как фарный рассеиватель установлен на автомобиле, на нем возникают эксплуатационные признаки, которые впоследствии могут быть использованы для установления осколков одного рассеивателя. Так, при нахождении рассеивателя в фаре, на его буртике могут образовываться Страхование отпечатки контура края рефлектора, уплотнительного резинового кольца или удерживающего металлического кольца. В них обычно не отражаются индивидуальные признаки, но по наличию этих отпечатков, их величине и конфигурации можно определить краевые осколки рассеивателя.

В процессе эксплуатации на рассеивателях возникают случайные следы: наслоения и мазки фаски, грязи, царапины и раковины. В силу случайности своего происхождения они имеют высокую идентификационную значимость. Наиболее ценными признаками для установления принадлежности стеклянных осколков единому целому являются следы разлома. Поверхности разлома имеют трехмерное измерение, здесь сравнительному исследованию подлежит объемная конфигурация следов. Если рассеиватель разрушается вследствие непосредственного удара о его поверхность твердого тела, этому может предшествовать образование пробоины в стекле или откол части стекла с поверхности рассеивателя. Образующаяся при этом раковина находится на поверхности разделенных осколков и имеет важное идентификационное значение при установлении принадлежности осколков одному рассеивателю.

Частицы лакокрасочного покрытия Страхование позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводится трасологическая и материаловедческая экспертизы.

В результате путем трасологических исследований удается установить совпадение кусочков по линии разделения и определить место, где раньше находилась краска.

При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические свойства лакокрасочного покрытия.

В качестве обломков частей ТС, обнаруженных на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: Страхование боковые (наружные) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), объемные накладки бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и, в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления ТС проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть, сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей ТС являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при Страхование контакте ТС с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т.п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются для установления ТС, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т.п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух Страхование измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхности).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из ТС. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и Страхование анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т.д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, задний бампер, фонари и т.д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, — нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании Страхование контактных следов. Так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера двигателя, коробки переключения передач, карданный вал.

При анализе столкновения  Страхование ТС исходят из того, что столкновения могут быть:

    встречные;

   попутные;

   угловые (движение под углом друг к другу).

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом ТС практически не меняет направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового столкновения является перекрестное столкновение, т.е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся ТС перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов: соударение, опрокидывание и т.п.

Следы первичного Страхование контакта возникают от внедрения одного ТС в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном ТС оставлены конкретными частями Страхование другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, фаска и т.п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно Страхование оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а, следовательно, ТС), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей ТС подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной Страхование линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т.п.

Слепки получают с помощью полимерных материалов и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном Страхование покрытии ТС. Для этих целей используют кусочки специальной пленки для сбора микрочастиц.