image

Режим работы:

Наш офис работает по графику:
С понедельника по пятницу
с 9:00 до 20:00 часов
В субботу с 10:00 до 17:00 часов
Воскресенье выходной день

Работа на месте происшествия. Фиксация следов и объектов на месте ДТП

 

Наиболее важной и кульминационной стадией в процессе собирания первичных данных для дальнейшего проведения судебной автотехнической и других экспертиз, по мнению автора, является работа следственно-оперативной группы на месте ДТП. От того насколько качественно и полно будет собрана информация с места происшествия, зафиксированы следы и объекты, во многом зависит ход и информационная доказательная значимость результатов по делу об административном правонарушении или уголовному делу в отношении виновного лица. Кроме того, еще раз следует подчеркнуть, что недостатки в работе на месте происшествия носят, как правило, необратимый безвозвратный характер, поскольку имеющиеся следы под воздействием атмосферных факторов, а также действий самих участников дорожного движения быстро стираются и исчезают, значительно затрудняя установление истины по делу о ДТП.

Осмотр места ДТП и транспортного средства на месте ДТП

К задачам осмотра места ДТП относятся обнаружение, фиксация и изъятие следов, а также других вещественных доказательств, их предварительное исследование, выяснение обстановки происшествия, выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

ДТП скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена для движения, следы на месте происшествия быстро уничтожаются проходящим транспортом и в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от своевременного выезда на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра, правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

При проведении осмотра иногда создается впечатление, что обстоятельства ДТП и его причины очевидны, нет необходимости в подробной фиксации всех следов и объектов на месте ДТП и достаточно обозначить некоторые основные из них (положение ТС, трупа, следов колес). Однако многолетняя практика показывает, что на месте ДТП нет следов и объектов главных и второстепенных. Осколки стекол, частицы лакокрасочного покрытия (ЛКП), узлы и детали, отделившиеся от ТС, царапины, следы на проезжей части и др. могут иметь важное значение для установления механизма ДТП и виновных в его совершении лиц.

Целенаправленность осмотра места происшествия определяется видом ДТП, особенностями механизма происшествия, условиями, в которых проводится осмотр, и другими обстоятельствами. Например, в случаях, когда ТС скрылось с места происшествия, одной из первоочередных задач осмотра является обнаружение, фиксация и изъятие следов, оставленных этим ТС на дороге и объектах окружающей обстановки (рисунок и размеры протектора, ширина колеи, следы шин; осколки стекол, обломки облицовки; осыпи лакокрасочного покрытия, грязевых наслоений; отделившиеся части кузова и детали, выпавший груз и др.), и их предварительное исследование для получения информации, имеющей розыскное значение (тип, марка, модель, цвет, вероятные повреждения разыскиваемого ТС).

Целями осмотра ТС являются обнаружение и фиксация следов и повреждений, а также проверка технического состояния (диагностика) систем ТС, влияющих на безопасность движения.

При внешнем осмотре ТС, как снаружи, так и внутри салона (грузового отсека, багажника и т.д.) устанавливаются: модель ТС, прицепа и полуприцепа; способы крепления груза; повреждения на ТС (поломки частей, вмятины, царапины, разбитые стекла, и т.п.), определяются их форма, размеры и расположение; наличие посторонних предметов и веществ (детали и части другого ТС либо иного объекта, кровь, обрывки тканей, краска и т.п.); наличие отпечатков пальцев и иной следовой информации на ТС, если водитель скрылся с места происшествия; наличие следов скольжения и всевозможных наслоений, (устанавливаются их размеры, расположение на ТС и относительно уровня дорожного полотна); состояние и положение органов управления ТС и показания контрольно-измерительных приборов; положение управляемых колес; наличие диаграммного диска тахографа; наличие или отсутствие повреждений рассеивателей, ламп, отражателей, проводов. 

Во всех случаях изъятие любых деталей, узлов или агрегатов транспортных средств должно производиться с соблюдением специальных требований по изъятию, оформлению, хранению и транспортировке вещественных доказательств.

При расследовании обстоятельств ДТП в условиях ограниченной видимости особое значение имеет значения общей и конкретной видимости.

Для определения общей видимости в направлении движения заранее подготавливается сигнальный знак, представляющий собой катафот или щиток размером 1,0 х 0,1 м, с одной стороны оранжевого цвета (для использования на заснеженном покрытии), с другой стороны — белого (для темного асфальтобетонного или грунтового покрытия).

На транспортном средстве, причастном к ДТП, или другом аналогичной марки включается свет фар, с которым оно двигалось перед происшествием. Один из участников эксперимента с сигнальным знаком в опущенной руке удаляется от автомобиля, периодически поворачивая его контрольной стороной к наблюдателю. Расстояние, с которого край проезжей части дороги будет виден последний раз, измеряется по местоположению остановленного по команде организатора наблюдателя. Это и будет расстоянием видимости дороги.

Наиболее простой из приемлемых способов определения видимости препятствия следующий. Автомобиль отводится от препятствия на расстояние, с которого объект на дороге с места водителя не виден. Далее на транспортном средстве включается свет фар, с которым оно двигалось перед происшествием, и автомобиль на минимальной скорости приближается к препятствию. Замеряется расстояние, с которого объект будет полностью виден и опознан. Это расстояние и составит расстояние видимости препятствия.

Как правило, расстояние видимости дороги больше чем расстояние видимости препятствия. Исследования ДТП в темное время суток показывают, что водитель может четко распознать препятствие на меньшем расстоянии, чем позволяет видимость дороги.

Если видимость дороги приближенно еще можно принять как соответствующую средней «стандартной» видимости при движении с дальним светом фар 100 м, с ближним — 30 м, то для определения расстояния видимости препятствия нужно проводить эксперимент на месте ДТП. Например, установили, что видимость дороги — 100 м, видимость препятствия — 40 м.

Нередко, расследуя ДТП, связанные с заносом, опрокидыванием транспортных средств на повороте, необходимо знать радиус поворота дороги. Наиболее простой способ определения радиуса в месте ДТП или в пределах обследуемой зоны заключается в измерении длины хорды L (между двумя точками, находящимися на кромке проезжей части) и высоты сегмента f (перпендикуляра, восставленного из середины хорды до пересечения с кромкой проезжей части). Измерив с точностью до 0,1 м указанные величины L и А можно вычислить фактический радиус по формуле

R = (f2+L2/4)/2f

где f — высота сегмента

L — длина хорды

Для упрощения измерения в полевых условиях можно воспользоваться заранее приготовленным приспособлением, которое состоит из двух мерных лент различной длины: 20 м и 1,5 м. К середине 20-метровой ленты (в отметке 10 м) крепится полутораметровая лента. Натягивая 20-метровую мерную ленту между двумя точками на кривой, измеряем высоту сегмента по полутораметровой ленте, которая также натягивается.